Оливьена. Дизельное топливо.

markirovkamarkirovka

Дизельное топливо

Дизельное топливо — это прозрачная, вязкая жидкость, нефтяная фракция с температурой кипения в пределах от 200 — 350 градусов. Цвет топлива зависит от содержащихся смол и меняется от желтого до светло — коричневого. Состав дизельного топлива довольно «прост»: углеводороды (углерода 85 — 86 %, водорода 12-13 %), небольшое количество, около 1- 2 %, кислорода, азота и серы. Используется для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей наземной и судовой техники.

Принцип работы дизельных двигателей следующий :

  • воздух сжатый в цилиндре до 3 — 7 МПа нагревается до 500 — 800 градусов
  • через форсунки под давление до 150 МПа подается дизельное топливо
  • топливо испаряется - нагревается до температуры самовоспламенения, перемешивается с горячим воздухом и сгорает

Время смешивания воздуха и дизельного топлива в камере сгорания соответствует 20 — 25 поворотам коленчатого вала. Эффективность, надежность и экономичность работы дизельных двигателей зависит от качества топлива. Низкое качество или несоответствие топлива приводит к дымности выхлопа, падению мощности, повышению удельного расхода топлива.

Эксплуатационные требования к дизельному топливу
  • Топливо должно обладать хорошей прокачиваемостью, оптимальной вязкостью и низкотемпературными свойствами, отсутствие механических примесей и воды.
  • Обладать свойствами для распыла, смесеобразования, испарения и воспламенения, чтобы осуществлять легкий пуск холодного двигателя и мягкое, плавное нарастание давления и полное бездымное сгорание.
  • Химический состав должен соответствовать стандартному цетановому числу.

Одним из важных показателем качества дизельного топлива является вязкость, которая зависит от плотности топлива — чем выше плотность, тем больше вязкость. От вязкости зависит качество распыления и смесеобразования, у топлива с большой вязкостью капли топлива при впрыске форсунки получаются более крупные, с большей дальнобойностью струи. При низких температурах увеличивается вязкость и ухудшается прокачиваемость дизельного топлива. При повышении температуры, вязкость уменьшается и увеличивается возможность утечки топлива через неплотно прилегающие части насоса и форсунки, что приводит к уменьшению подачи. Также на увеличение вязкости влияет повышенное давление подачи впрыска.

Цетановое число — пожалуй самое важное свойство дизельного топлива, оно говорит о периоде задержки воспламенения топливной смеси. У стандартных типов топлива цетановое число равно 40 — 45, а топливо высшего качества 45 — 50. Низкий параметр говорит о резкой задержки воспламенения, быстром нарастании давления в камере сгорания, увеличение износа. При повышении цетанового числа 60 единиц снижается полнота сгорания, повышается расход, возрастает дымность.

Существуют марки дизельного топлива:

  • летнее (Л) — рекомендуется для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 5 градусов и выше
  • межсезонное (Е) — рекомендуется для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 15 и выше
  • зимнее (З)- рекомендуется для эксплуатации при температуре окружающего воздуха до минус 25 градусов (предельная температура фильтруемости — не выше минус 25 градусов) и до минус 35 градусов (предельная температура фильтруемости — не выше минус 35 градусов)
  • арктическое (А)- рекомендуется для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 45 градусов и выше

По содержанию серы делится на два вида:

  • 1-массовая доля серы не более 0,2%
  • 2-массовая доля серы не более 0,5% (для марки А не более 0,4%)

В условное обозначение топлива

  • для марки Л должны входить температура вспышки и экологический класс топлива
  • для марки Е — предельная температура фильтруемости и экологический класс топлива
  • топлива марки З — предельная температура фильтруемости и экологический класс топлива
  • для топлива марки А — экологический класс топлива

Топливо летнее с температурой вспышки 40 градусов, экологического класса К2, по ГОСТу 305-2013:

  • ДТ-Л-40-К2 по ГОСТ 305-2013

Топливо межсезонное с температурой фильтруемости минус 15, экологического класса К2, по ГОСТ 305-2013:

  • ДТ-Е- минус 15-К2 по ГОСТ 305-2013

Топливо зимнее с температурой фильтруемости минус 25, экологического класса К2, по ГОСТ 305-2013:

  • ДТ-З- минус 25-К2 по ГОСТ 305-2013

Топливо арктическое экологического класса К2, по ГОСТ 305-2013:

  • ДТ-А-К2 по ГОСТ 305-2013
Физико-химические свойства дизельного топлива
  • Летнее (Л)-цетановое число не менее 45; кинематическая вязкость при 20 градусов от 3 до 6 мм2/с; температура вспышки для дизелей общего назначения, не ниже 40 градусов; плотность при 15 градусов, не более 863,4 кг/м3; предельная температура фильтруемости, не выше минус 5 градусов
  • Межсезонное (Е)- цетановое число, не менее 45; кинематическая вязкость при 20 градусах от 3 до 6 мм2/с;температура вспышки для дизелей общего назначения, не ниже 40 градусов; плотность при 15 градусах, не более 863,4 кг/м3; предельная температура фильтруемости, не выше минус 15
  • Зимнее (З)-цетановое число, не менее 45; кинематическая вязкость при 20 градусов от 1,8 до 5 мм2/с; температура вспышки для дизелей общего назначения , не ниже 30 градусов; плотность при 15 градусов, не более 843,4 кг/м3; предельная температура фильтруемости, не выше интервала от минус 25 до минус 35 градусов
  • Арктическое (А)-цетановое число, не менее 45; кинематическая вязкость от 1,5 до 4 мм2/с; температура вспышки для дизелей общего назначения, не ниже 30 градусов; плотность при 15 градусов, не более 833,5 кг/м3; предельная температура фильтруемости, не выше минус 45 градусов

В 2015 году введен в действие ГОСТ 32511-2013 , стандарт является модифицированным по отношению к европейскому региональному стандарту EN 590:2009+А1:2010 «Automotive fuels – Diesel - Requirements and test methods” (Автомобильные топлива. Дизель, Требования и методы испытаний.).

В соответствии с физико-химическими свойствами, эксплуатационными характеристиками и условиями применения топлива подразделяют:

  • к летнему топливу относят топливо сортов A,B,C,D
  • к межсезонному топливу относят топливо сортов E,F
  • к зимнему топливу относят топливо классов 0,1,2,3
  • к арктическому топливу относят топливо класса 4

В условном обозначении указывают марку дизельного топлива (наименование, сорт/класс, экологический класс топлива), обозначение и регламентирующий стандарт.

Примеры обозначения:

топливо дизельное ЕВРО, летнее, сорта A (B,C,D), экологического класса К3 (К4,К5) по ГОСТ 32511-2013

  • ДТ-Л-К3 (К4,К5) по ГОСТ 32511-2013

топливо дизельное ЕВРО, межсезонное, сорта E(F), экологического класса К3(К4,К5) по ГОСТ 32511-2013

  • ДТ-Е-К3 (К4,К5) по ГОСТ 32511-2013

топливо дизельное ЕВРО, зимнее, класса 0 (1,2,3), экологического класса К3 (К4,К5) по ГОСТ 32511-2013

  • ДТ-З-К3 (К4,К5) по ГОСТ 32511-2013

топливо дизельное ЕВРО, арктическое, класса 4, экологического класса К3 (К4,К5) по ГОСТ 32511-2013

  • ДТ-А-К3 (К4,К5) по ГОСТ 32511-2013

Для экологических класса регламентируется массовая доля серы, мг/кг, не более, для топлива:

  • К3 — 350 мг/кг
  • К4 — 50 мг/кг
  • К5 — 10 мг/кг

Дизельное топливо это горючая и малоопасная жидкость и по степени воздействия на организм относится к 4-му классу опасности. Топливо раздражает слизистую оболочку и кожу человека, вызывая ее поражение и возникновение кожных заболеваний. Постоянный контакт с топливом может вызвать острые воспаления и хронические экземы.

Взрывоопасная концентрация его паров и смеси с воздухом составляет 2-3 % (по объему).

Температура самовоспламенения топлива марки летнее и межсезонное — 300 градусов; марки зимнее — 310 градусов; марки арктическое — 330 градусов.

Температурные пределы воспламенения для марок:

  • летнее, межсезонное — нижний 69 градусов, верхний 119 градусов
  • зимнее — нижний 62 градуса, верхний 105 градусов
  • арктическое — нижний 57 градусов, верхний 100 градусов

При работе с топливом не допускается использовать инструменты, дающие при ударе искру. При загорании топлива применимы следующие средства пожаротушения: распыленная вода, пена, при объемном тушении — углекислый газ, состав СЖБ, состав 3,5 и перегретый пар.

При разливе топлива необходимо собрать его в отдельную тару, место разлива протереть сухой тряпкой, а при разливе на открытой площадке место разлива засыпать песком с последующим его удалением.

В местах с превышающей ПДК концентрацией паров топлива необходимо применять фильтрующие противогазы марки ПФМГ с коробкой БКФ и шланговые противогазы марки ПШ-1 или аналогичные.

При попадании топлива на открытые участки тела необходимо его удалить и обильно промыть кожу или слизистую оболочку теплой мыльной водой.

2017 год

Когда уходите на пять минут, не опоздайте вовремя вернуться, чтобы ладони тех, которые вас ждут, за это время не успели разомкнуться.