Масла применяемые для смазки двигателей, добывают из остатков перегонки нефти. Мазут перегоняют в специальных установках и получают так называемые дистиллятные масла.
К маслам, применяемым для смазки деталей двигателей, предъявляются определенные требования:
Масло должно обладать определенной вязкостью, стабильностью и температурой застывания.
Обозначение моторных масел состоит из трех групп знаков:
В зависимости от температурных пределов работоспособность моторные масла подразделяются на летние, зимние и всесезонные. Основным параметром для всех моторных масел является кинематическая вязкость, которую определяют при температурах плюс 100℃ и минус 18℃.
В зависимости величины вязкости масла подразделяются на классы:
Цифра в числителе указывает на принадлежность к одному из зимних классов, в знаменителе — к одному из летних. Буква «з» указывает на то, что масло содержит загущающую присадку.
Классы вязкости моторных масел, с примерным соответствием классов вязкости стандарта SAE J 300:2013.
Класс вязкости | Кинематическая вязкость, мм2/с(сСт), при температуре |
Класс вязкости по SAE J 300:2013 |
|
---|---|---|---|
+ 100℃ | - 18℃,не более | ||
3з | Не менее 3,8 | 1250 | 5W |
4з | Не менее 4,1 | 2600 | 10W |
5з | Не менее 5,6 | 8000 | 15W |
6з | Не менее 5,6 | 10400 | 20W |
6 | Св. 5,6 до 7,0 включ. | - | 20 |
8 | Св. 7,0 до 9,3 включ. | - | 20 |
10 | Св. 9,3 до 11,5 включ. | - | 30 |
12 | Св.11,5 до 12,5 включ. | - | 30 |
14 | Св. 12,5 до 14,5 включ. | - | 40 |
16 | Св. 14,5 до 16,3 включ. | - | 40 |
20 | Св. 16,3 до 21,9 включ. | - | 50 |
24 | Св. 21,9 до 26,1 включ. | - | 60 |
3з/8 | Св. 7,0 до 9,3 включ. | 1250 | 5W-20 |
4з/6 | Св. 5,6 до 7,0 включ. | 2600 | 10W-20 |
4з/8 | Св. 7,0 до 9,3 включ. | 2600 | 10W-20 |
4з/10 | Св. 9,3 до 11,5 включ. | 2600 | 10W-30 |
5з/10 | Св. 9,3 до 11,5 включ. | 6000 | 15W-30 |
5з/12 | Св. 9,3 до 11,5 включ. | 6000 | 15W-30 |
5з/14 | Св. 12,5 до 14,5 включ. | 6000 | 15W-40 |
6з/10 | Св. 9,3 до 11,5 включ. | 10400 | 20W-30 |
6з/14 | Св. 12,5 до 14,5 включ. | 10400 | 20W-40 |
6з/16 | Св.14,5 до 16,3 включ. | 10400 | 20W-40 |
В зависимости от области применения моторные масла подразделяют на группы
Группа моторного масла | Рекомендуемая область применения | Классификация по API | |
---|---|---|---|
А | Нефорсированные бензиновые двигатели и дизели | SB | |
Б | Б1 | Малофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений и коррозии подшипников | SC |
Б2 | Малофорсированный дизели | CA | |
В | В1 | Среднефорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих окислению масла и образованию всех видов отложений | SD |
В2 | Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к антикоррозионным, противоизсносным свойствам масел и склонности к образованию высокотемпературных отложений | CB | |
Г | Г1 | Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях, способствующих окислению масла, образованию всех видов отложений, коррозии и ржавлению | SE |
Г2 | Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в эксплуатационных условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений | CC | |
Д | Д1 | Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплуатационных условиях более тяжелых, чем для масел Г1 | SF |
Д2 | Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях | CD | |
Е | Е1 | Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплуатационных условиях более тяжелых, чем для масел группы Д1 | SG |
Е2 | Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в эксплуатационных условиях более тяжелых, чем для масел группы Д2 | CF-4 | |
- | Моторные масла этого класса предназначены для использования в бензиновых моторах легковых машин, микроавтобусов и легких грузовых автомобилей, в соответствии с рекомендациями их производителей. | SH | |
- | Класс API SJ описывает автомасла, которые используются в бензиновых двигателях, начиная с 1996 года выпуска. Моторные масла этого класса предназначены для использования в бензиновых моторах легковых и спортивных машин, микроавтобусов и легких грузовых машин, которые обслуживаются в соответствии с требованиями производителей автомобилей. SJ предусматривает такие же минимальные стандарты, как и SH, а также дополнительные требования к нагарообразованию и работе при низких температурах. | SJ | |
- | В соответствии с требованиями производителей автомобилей, автомасла этого класса применяются в многоклапанных, турбированных моторах, работающих на обеднённых смесях топлива, соответствующих современным повышенным требованиям по экологии, а также энергосбережению. | SL | |
- | Моторные масла для современных бензиновых (многоклапанных, турбированных) двигателей. По сравнению с классом SL моторные масла, соответствующие требованиям API SM должны обладать более высокими показателями защиты от окисления и преждевременного износа деталей двигателя. Кроме того, повышены стандарты относительно свойств масла при низких температурах. | SM | |
- | Стандарт применяет дополнительные требования к обеспечению энергосберегаемости и износостойкости, а также подразумевает уменьшение износа резино-технических изделий двигателя. Масла класса API SN можно использовать в двигателях, работающих на биотопливе. | SN | |
- | Моторные масла этого класса рекомендуются для четырехтактных дизельных двигателей автобусов, грузовых машин и тягачей магистрального и немагистрального типа, которые эксплуатируются в режимах повышенных нагрузок, а также высокоскоростных режимах. | CG-4 | |
- | Моторные масла данного класса применяются в четырехтактных дизельных двигателях, которые эксплуатируются в высокоскоростных режимах и соответствуют требованиям норм и стандартов по токсичности выхлопных газов, принятых в 1998 году. | CH-4 | |
- | Моторные масла этого класса обычно используются в двухтактных дизельных двигателях, которые работают в условиях повышенной нагруженности. Масла API CF-2 должны содержать присадки, которые обеспечивают защиту повышенной эффективности от износа внутренних деталей двигателя, например цилиндров и колец. Кроме того, эти автомасла должны предотвращать накопление отложений на внутренних поверхностях мотора (улучшенная функция очистки). | CF-2 | |
- | Моторные масла данного класса могут использоваться в четырехтактных дизельных двигателях, условия эксплуатации которых связаны с высокоскоростными режимами.Основное предназначение моторных масел данного класса – применение в дизельных двигателях сверхмощных тягачей и других автомобилей, которые используются для дальних поездок по автомагистралям. | CF-4 | |
- | Применяется для масел, используемых в высокоскоростных дизельных двигателях. Предусматривает возможность использования при содержании серы в дизельном топливе до 0.05% по массе. Масла, соответствующие классу CJ, особенно эффективно работают в двигателях с сажевыми фильтрами (DPF) и другими системами нейтрализации отработавших газов. Также они обладают улучшенными антиокислительными свойствами, стабильностью в широком диапазоне температур, стойкостью к образованию отложений. | CJ | |
- | Автомасла данного класса предназначались для использования в некоторых сверхмощных турбированных моторах, характеризующихся существенно повышенной рабочей компрессией. Применение таких масел допускалось для двигателей как с низкой, так и с высокой частотой вращения вала. | CE | |
- | Основным предназначением использования таких автомасел являлось применение в тяжелых мощных дизельных двигателях, которые устанавливались, в основном на сельскохозяйственную технику. | CD-2 | |
- | Автомасла этого класса предназначались также для использования в моторах с наддувом, которые эксплуатировались в легком и умеренном режимах | CB | |
- | Автомасла этого класса предназначены для использования в дизельных моторах, работающих в легких и умеренных режимах на качественном дизельном топливе. | CA | |
- | Моторные масла этого класса рекомендовались для двигателей, которые эксплуатировались в режимах умеренной и высокой нагрузки. Кроме того, при условии наличия рекомендаций производителя двигателя, такие автомасла могли использоваться в некоторых мощных бензиновых моторах. | CC |
Индекс "1" присваивают маслам для бензиновых двигателей, индекс "2" - маслам для дизелей. Универсальные моторные масла, предназначенные для использования как в дизелях, так и в бензиновых двигателях одного уровня форсирования, не имеют индекса в обозначении. Универсальные моторные масла, принадлежащие к разным группам, должны иметь двойное обозначение, в котором первое характеризует качество масла при применении в дизелях, второе - в бензиновых двигателях.
Категория "S"(Service)-масла,предназначенные для 4-тактных бензиновых двигателей. Категория "C"(Commercial)- масла для дизельных двигателей автотранспорта, дорожно-строительной и сельскохозяйственной техники.В обозначение класса масла входят две буквы:первая-категория S или C, вторая - уровень эксплуатационных свойств. Цифры в обозначениях (например,CF-4,CF-2) говорят о применимости масел в 2-тактных или 4-тактных двигателях.Если моторное масло может использоваться как в бензиновых, так и дизельных двигателях, то обозначение состоит из двух частей. В первой указывается тип двигателя, для которого масло оптимизировано, во второй – еще один допускаемый тип двигателя. Например SI-4/SL.
Классификация ACEA была разработана Ассоциацией европейских производителей автомобилей в 1995 году. Стандарт предусматривает разделение масел на три категории и 12 классов
В обозначении по ACEA помимо класса моторного масла указывается год его введения в действие, а также номер издания (в случае, если были обновлены технические требования).
2017 год
Когда уходите на пять минут, не опоздайте вовремя вернуться, чтобы ладони тех, которые вас ждут, за это время не успели разомкнуться.