Дизельное топливо — это прозрачная, вязкая жидкость, нефтяная фракция с температурой кипения в пределах от 200 — 350 градусов. Цвет топлива зависит от содержащихся смол и меняется от желтого до светло — коричневого. Состав дизельного топлива довольно «прост»: углеводороды (углерода 85 — 86 %, водорода 12-13 %), небольшое количество, около 1- 2 %, кислорода, азота и серы. Используется для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей наземной и судовой техники.
Принцип работы дизельных двигателей следующий :
Время смешивания воздуха и дизельного топлива в камере сгорания соответствует 20 — 25 поворотам коленчатого вала. Эффективность, надежность и экономичность работы дизельных двигателей зависит от качества топлива. Низкое качество или несоответствие топлива приводит к дымности выхлопа, падению мощности, повышению удельного расхода топлива.
Одним из важных показателем качества дизельного топлива является вязкость, которая зависит от плотности топлива — чем выше плотность, тем больше вязкость. От вязкости зависит качество распыления и смесеобразования, у топлива с большой вязкостью капли топлива при впрыске форсунки получаются более крупные, с большей дальнобойностью струи. При низких температурах увеличивается вязкость и ухудшается прокачиваемость дизельного топлива. При повышении температуры, вязкость уменьшается и увеличивается возможность утечки топлива через неплотно прилегающие части насоса и форсунки, что приводит к уменьшению подачи. Также на увеличение вязкости влияет повышенное давление подачи впрыска.
Цетановое число — пожалуй самое важное свойство дизельного топлива, оно говорит о периоде задержки воспламенения топливной смеси. У стандартных типов топлива цетановое число равно 40 — 45, а топливо высшего качества 45 — 50. Низкий параметр говорит о резкой задержки воспламенения, быстром нарастании давления в камере сгорания, увеличение износа. При повышении цетанового числа 60 единиц снижается полнота сгорания, повышается расход, возрастает дымность.
Существуют марки дизельного топлива:
По содержанию серы делится на два вида:
В условное обозначение топлива
Топливо летнее с температурой вспышки 40 градусов, экологического класса К2, по ГОСТу 305-2013:
Топливо межсезонное с температурой фильтруемости минус 15, экологического класса К2, по ГОСТ 305-2013:
Топливо зимнее с температурой фильтруемости минус 25, экологического класса К2, по ГОСТ 305-2013:
Топливо арктическое экологического класса К2, по ГОСТ 305-2013:
В 2015 году введен в действие ГОСТ 32511-2013 , стандарт является модифицированным по отношению к европейскому региональному стандарту EN 590:2009+А1:2010 «Automotive fuels – Diesel - Requirements and test methods” (Автомобильные топлива. Дизель, Требования и методы испытаний.).
В соответствии с физико-химическими свойствами, эксплуатационными характеристиками и условиями применения топлива подразделяют:
В условном обозначении указывают марку дизельного топлива (наименование, сорт/класс, экологический класс топлива), обозначение и регламентирующий стандарт.
Примеры обозначения:
топливо дизельное ЕВРО, летнее, сорта A (B,C,D), экологического класса К3 (К4,К5) по ГОСТ 32511-2013
топливо дизельное ЕВРО, межсезонное, сорта E(F), экологического класса К3(К4,К5) по ГОСТ 32511-2013
топливо дизельное ЕВРО, зимнее, класса 0 (1,2,3), экологического класса К3 (К4,К5) по ГОСТ 32511-2013
топливо дизельное ЕВРО, арктическое, класса 4, экологического класса К3 (К4,К5) по ГОСТ 32511-2013
Для экологических класса регламентируется массовая доля серы, мг/кг, не более, для топлива:
Дизельное топливо это горючая и малоопасная жидкость и по степени воздействия на организм относится к 4-му классу опасности. Топливо раздражает слизистую оболочку и кожу человека, вызывая ее поражение и возникновение кожных заболеваний. Постоянный контакт с топливом может вызвать острые воспаления и хронические экземы.
Взрывоопасная концентрация его паров и смеси с воздухом составляет 2-3 % (по объему).
Температура самовоспламенения топлива марки летнее и межсезонное — 300 градусов; марки зимнее — 310 градусов; марки арктическое — 330 градусов.
Температурные пределы воспламенения для марок:
При работе с топливом не допускается использовать инструменты, дающие при ударе искру. При загорании топлива применимы следующие средства пожаротушения: распыленная вода, пена, при объемном тушении — углекислый газ, состав СЖБ, состав 3,5 и перегретый пар.
При разливе топлива необходимо собрать его в отдельную тару, место разлива протереть сухой тряпкой, а при разливе на открытой площадке место разлива засыпать песком с последующим его удалением.
В местах с превышающей ПДК концентрацией паров топлива необходимо применять фильтрующие противогазы марки ПФМГ с коробкой БКФ и шланговые противогазы марки ПШ-1 или аналогичные.
При попадании топлива на открытые участки тела необходимо его удалить и обильно промыть кожу или слизистую оболочку теплой мыльной водой.
Тэги:#дизтопливо #дизельноетопливо #классыдизельноготоплива #летнеетопливо #зимнеетопливо #температурасамовоспламенения #всеодизельномтопливе
2017 год
Когда уходите на пять минут, не опоздайте вовремя вернуться, чтобы ладони тех, которые вас ждут, за это время не успели разомкнуться.